На главную страницу
В НАЧАЛО

 

 
Имя
Пароль
 Регистрация
Напомнить пароль >>

 О проекте / Реклама
 Частые вопросы




 
Подпишитесь на веб-канал этого раздела:  Subscribe  (Что это?) | версия для печати
www.tsj.ru/parus

Россия (Санкт-Петербург и Лен.область) /Санкт-Петербург (Василеостровский р-н) /Кораблестроителей ул /40 корп.7


Новая тема | Новое голосование | Оглавление | Top 20 тем | Рейтинг авторов

    Как живут люди в Морском фасаде
       Развернуть обсуждение | Показать в виде таблицыНа главную страницу дома  

Как живут люди в Морском фасаде

 (просмотров: 1589)
Лариса Л, IP-hash: c6168692e, 12.06.2008 19:28
Впервые частная компания займется эксплуатацией жилищно-коммунального хозяйства целого района



В настоящее время правительство Петербурга готовит предложения по реформированию городской системы ЖКХ. В планах администрации Северной столицы привлечение в эту сферу частных компаний. До тех пор, пока предоставление услуг населению в сфере ЖКХ будет в руках таких монополистов, как ГУЖА и ЖЭСы, ни о каких качественных сдвигах в данной сфере не может быть и речи, - считает губернатор города Валентина Матвиенко.

В конце августа глава администрации Петербурга инспектировала ход работ на «Морском фасаде» - современном жилом районе в северо-западной части Васильевского острова, который возводится холдингом «Эталон-ЛенСпецСМУ». Именно тогда у городского руководства возникла идея передать этой крупнейшей строительной компании, уже имеющей опыт эксплуатации построенных ею домов, комплексное обслуживание жилого фонда целого района.

О перспективах такого решения, о возможных подходах к проблемам, возникающих перед управляющей компанией и городскими властями в деле реформирования системы ЖКХ, рассказывает гость Северо-Западного представительства «Российской газеты», президент холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков.



- Вячеслав Адамович, расскажите, как холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ» пришел к идее принять на обслуживание жилой фонд Васильевского острова.



История компании началась 18 лет назад. Тогда в рамках государственной программы «Чистая комната» было создано наше специализированное строительное управление: по заказу министерства электронной промышленности тогда еще Советского Союза нужно было строить здания для нужд отрасли. В производственных помещениях должна была быть абсолютная чистота – измерялось даже количество пылинок на кубический метр! Одновременно мы выполняли программу «закрепления кадров» - возводили квартиры для сотрудников этих предприятий. Когда государственных заказов стало меньше, наша компания переключилась на строительство жилья. Начинали с коттеджей, а сегодня наши возможности стали значительно шире. Достаточно сказать, что в этом году мы сдаем 360 тысяч квадратных метров жилья. Или, что более наглядно, мы строим 26 квартир в день.

Поначалу, когда еще не было нормативных актов, кому передавать на обслуживание построенное жилье, первые два наших дома взяли на обслуживание городские организации. И после двух лет этой якобы эксплуатации здания нельзя было узнать – загублено было все. Жители сами попросили нашу компанию «забрать» их к себе. К тому времени техническое обслуживание следующих построенных нами домов мы уже сразу брали на себя, опыт постепенно накапливался.

Идея о передаче жилого фонда Васильевского острова нам на обслуживание родилась спонтанно, в ходе осмотра губернатором города возводимого нами квартала «Морской фасад». Однако отчасти мы были подготовлены к такому развитию событий, поскольку уже вели переговоры с некоторыми ЖЭСами в Приморском районе о том, чтобы взять на себя вопросы технического обслуживания жилья. В составе нашего холдинга есть фирма, специализирующаяся на такого рода работах, штат профессиональных сотрудников, числом 370 человек. Так что могу уверенно сказать: Васильевский остров взять на обслуживание реально.



- И все-таки, подобный шаг еще не имеет прецедентов в нашей стране. Какие проблемы больше всего волнуют руководство компании?



Мы серьезно анализируем все факторы, которые влияют на эффективность жилищно-коммунальной отрасли. Выделю две основные составляющие: во-первых, это собственно техническое обслуживание жилых домов, во-вторых, косметический, капитальный и другие виды ремонта, включая также снос ветхих зданий и замена их на новые. По поводу технического обслуживания жилого фонда Василеостровского района наши специалисты просчитали все возможности, и это выглядит вполне реальным. По поводу второй составляющей могу сказать, что ответы у нас есть далеко не на все вопросы.

Сегодня мы видим несколько возможностей найти средства, необходимые для серьезного ремонта старого жилого фонда. Например, можно добиться значительной экономии за счет осуществления энергосберегающих мероприятий. Наша компания готова взять банковские кредиты под гарантии городского правительства и на эти деньги полностью утеплить жилые помещения, установить новые оконные рамы, двери, поменять лампы в подъездах и на лестничных площадках на галогенные. В результате энергозатраты снизятся до минимума, а тепло и электричество мы будет оплачивать энерговыпускающим организациям исходя из реального потребления. Сейчас же, как известно, через разбитые окна и сломанные двери в старых домах тепло улетучивается впустую. Сэкономленные таким образом деньги мы сможем пустить на возврат кредитов и на дальнейший ремонт.

Следующая возможность – навести порядок в системе разграничения сфер ответственности между управляющей компанией и предприятиями – поставщиками энергии, воды, газа. Сегодня часть коммунальных инженерных сетей оказалась как бы в подвешенном состоянии: отвечать за них, вообще говоря, должны энергоснабжающие организации, а в действительности они обслуживаются ЖЭСами. Обслуживаются чаще всего неэффективно – посмотрите, в каком состоянии все эти трубы, провода и т.п. А ведь это тоже значительные потери энергии, а значит, и денег. Если мы четко разграничим сферу ответственности: управляющая компания обслуживает инженерные сети только в пределах жилого дома, а остальное – организации-поставщики, то и здесь удастся снизить затраты, а сэкономленные средства пустить на капремонт.

Наконец, если городские власти урегулирует правовую сторону таких вопросов, как возможность надстройки мансард над старыми зданиями или коммерческое использование пустующих помещений, появится еще один источник средств для финансирования ремонтных работ. Поддержка городских властей важна и в вопросе содержания придомовых территорий, в сфере благоустройства.

Если мы действительно хотим реально приступить к реформированию ЖКХ, у города должно быть понимание, что без решения проблем ремонта, реконструкции, а в ряде случаев, когда это оправдано, - сноса старого фонда, техническое обслуживание само по себе, даже если качество его улучшится, радикально ситуацию не изменит. То есть, можно сколько угодно денег тратить на новые дверные ручки, покраску фасадов или замену сантехники, но если дом фактически разваливается, все это будет впустую. А вопросов по состоянию зданий на Васильевском острове много. Износ жилого фонда там составляет до 80 процентов. Причем у 40 процентов зданий этот износ «нулевой», иначе говоря, эти дома находятся на грани полного разрушения. Такие дома надо просто сносить и строить на их месте новые.



- А какая схема эксплуатации жилого фонда района Вам кажется наиболее эффективной?



Идеальным вариантом было бы, если весь район рассматривался бы как единое целое. Одна управляющая компания отвечала бы за техническое обслуживание, капитальный ремонт, реконструкцию зданий, использование земель, новое строительство, в том числе и за уплотнительную застройку. От нее почему-то шарахаются, как черт от ладана, а ведь ничего страшного в ней нет, это нормальная международная практика. Но в любом случае, для решения задач по повышению эффективности управления сферой ЖКХ необходимо существенно изменить законодательную базу, хотя бы на уровне города. Ни в коем случае нельзя ограничиваться полумерами, иначе никакого реального реформирования ЖКХ не произойдет.



- Как будет происходить реформа управления ЖКХ на Васильевском острове?



Наши специалисты просчитывают пути и сроки передачи жилого фонда в эксплуатацию от ЖЭСов управляющей компании. На сегодня мы видим три варианта, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы. Первый – самый простой и самый быстрый – одномоментная передача всех ЖЭСов и всех зданий, которые находятся в их эксплуатации, в состав и ведение управляющей компании. После этого мы приступаем к освидетельствованию жилого фонда: проводится анализ технического состояния каждого дома, выясняется необходимость и обсчитывается стоимость различных ремонтных работ, на каждый дом заводится техпаспорт. Главный недостаток такого варианта – на момент приема в эксплуатацию мы ничего не будем знать о реальном состоянии домов. И это большой риск для управляющей компании, ведь если мы уже приняли здание на обслуживание, город может считать, что никакой ответственности за него он больше не несет.

Более длительная процедура предусматривает постепенную передачу управляющей компании каждого дома по акту уже после того, как будет проведено его освидетельствование, составлен техпаспорт и примерно рассчитан бюджет, необходимый для приведения дома в порядок. При такой системе между управляющей компанией и городом выстраиваются четкие отношения взаимной ответственности. Однако из-за длительности процедуры передачи отдельных домов встает вопрос о порядке ликвидации ЖЭСов: неясно, как будет сокращаться их бюджет и кадровый состав по мере вывода из их сферы ответственности очередного здания.

Наконец, есть некий «средний» вариант. Управляющая компания поочередно принимает на обслуживание жилой фонд каждого ЖЭСа в отдельности. На каждый ЖЭС отводится примерно 3 месяца. За это время проводится полная паспортизация зданий. В процессе передачи происходит реформирование существующих организаций и включение их в структуру нашей компании. Жилой фонд Василеостровского района насчитывает 3 миллиона 300 тысяч квадратных метров и распределен между 5-ю ЖЭСами. Таким образом, переходный период может ориентировочно занять год с небольшим.



- Если весь район будет обслуживать только одна управляющая компания, не приведет ли это к исчезновению конкуренции в сфере ЖКХ?



Разумеется, любое товарищество собственников жилья имеет полное право заключить договор с любой обслуживающей компанией. Единственное, что хочу отметить: большое заблуждение, что техобслуживание жилого дома – это такое простое дело. Двенадцать лет опыта работы в этой сфере дает мне право так утверждать. Обслуживание здания состоит из примерно 50 функций. Небольшие обслуживающие компании обычно в состоянии выполнять порядка 10 таких функций, и только крупные организации могут осуществлять комплексное обслуживание. Накладные расходы у небольшой и у крупной компании примерно одинаковые, только маленькая фирма обслуживает один дом, а большая, скажем, сорок или пятьдесят. Так что рентабельность, естественно, у крупной организации будет выше.



- Не приведет ли такая реформа к резкому росту квартплаты?



Сегодня поступление средств на обслуживаине жилого фонда происходит из двух источников: примерно половина денег – это квартплата, половина дотируется бюджетом. На переходный период такая схема должна сохраниться. И в ближайшее время жителям района нечего опасаться. Хотя, государство, естественно, будет стремиться сократить бюджетное финасирование, увеличивая тем самым долю, которую оплачивает население. Но делать это, на мой взгляд, нужно медленно, аккуратно и острожно. Большой ошибкой будет, если, скажем, появится решение, мол, с 1 января мы переходим на полную оплату коммунальных услуг. Результатом будет падение собираемости квартплаты, ухудшение качества техобслуживания, разрушение домов, социальное недовольство.

Мы будем рационально оценивать стоимость технического обслуживания. Например, если уборка подъезда стоит 100 рублей – будем платить сто, если освещение дома стоит 10 тысяч – будем платить энергетикам 10 тысяч. С поставщиками энергии, кстати, будет работать только по прямым договорам. При этом зафиксируем, сколько на момент передачи нам на обслуживание жители отдельного дома платят за свет, воду, отопление и т.п. Столько будем собирать и мы, а всю сэкономленную сумму будем направлять на ремонт, благоустройство и обслуживание именно этого дома.

Вообще, мы предполагаем, что обслуживание не будет «безликим». В каждом подъезде будет вывешено объявление: ваш дом обслуживает дворник такой-то, сантехник такой-то. И будем спрашивать с людей по полной, но при этом дадим им зарабатывать. Оставим, например, 5 уборщиц вместо 15-и, но будем каждой платить зарплату по 10-15 тысяч рублей. Каждый возьмет себе такой объем работы, какой захочет: будет, например, человек мыть только один подъезд –соответственно будет получать. Захочет больше – пожалуйста. Будем использовать студенческий потенциал: каждый может перед учебой за пару часов работы дворником заработать денег на то, чтобы вечером пойти в клуб.

Мы постараемся восстановить институт управдомов – сначала на общественных началах, потом, возможно, на профессиональной, оплачиваемой основе. Организуем охрану всех придомовых территорий. На каждый двор вполне достаточно пары камер слежения, откуда информация будет поступать на центральный пункт охраны. Это достаточно небольшие затраты, зато удастся таким образом пресекать мелкое хулиганство и наладить спокойную безопасную жизнь горожан.



- В случае удачной реализации василеостровского эксперимента Вам обещали поставить памятник у Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова. Уверены в успехе?



Вспомните, сколько уже голов полетело из-за неудач в реформировании ЖКХ. Я иду на этот эксперимент совершенно осознанно и вовсе не из-за карьеры или орденов. Главное, могу заверить: если мы возьмемся за эксплуатацию василеостровского жилья, хуже не будет. Если не возьмемся – хуже будет точно. Переход к обслуживанию жилого фонда частными управляющими компаниями – это неизбежность. В этом деле необходимо сотрудничество трех участников: города, жителей и управляющей компании. Только совместными усилиями можно будет сдвинуть весь ворох проблем ЖКХ. Мы за эту реформу беремся серьезно. Если и городские власти продемонстрируют такой же подход, я уверен, что нас ждет успех.



Рубрики: ГородаУправляющая компанияЭксплуатация зданий


[ответить] [новая тема] [пожаловаться администратору] 
Похожие публикации на ТСЖ.ру:


Обсуждение:      Развернуть обсуждение | Показать в виде таблицыНа главную страницу дома  



 Подписка на сообщения:
Логин
Пароль
 Напомнить логин / пароль
или 




18+ 
Цитирование материалов - только со ссылкой на www.tsj.ru © 2003-2019. E-Mail: info@tsj.ru, .
Регламент сайта www.tsj.ru. Редакция не несет ответственности за высказывания участников cообщества на всех страницах сайта. Реклама на сайте. Рекламная служба: +7(495) 798-46-99
Google
Analytics