На главную страницу
В НАЧАЛО

 

Имя
Пароль
 Регистрация
Напомнить пароль >>

 О проекте / Реклама
 Частые вопросы




 


НОРМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ В ЖКХ ПОРА МЕНЯТЬ

ХХI век объявлен ООН «Столетием чистой воды», т.к., по данным Организации Объединенных Наций, к 2025 году 75–80% населения планеты будут испытывать острый недостаток питьевой воды.

вода из-под кранаВ России сосредоточено более 20% всех мировых запасов пресной воды, и этот ресурс в ближайшем будущем может стать одним из важнейших факторов развития экономики.

Несмотря на это, для большой части россиян проблема доступа к чистой питьевой воде является актуальной. Как показывают результаты опроса ВЦИОМ, в качестве питьевой большинство россиян (82%) используют водопроводную воду. Обычную воду из-под крана потребляют лишь 32% опрошенных, в то время как 35% пьют водопроводную кипяченую воду, а 15% — водопроводную воду, очищенную бытовым фильтром.

Большинство специалистов указывают на наличие проблем в сфере водоснабжения и водоотведения Российской Федерации. Это — плохое техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения, низкое качество питьевой воды, сброс недостаточно очищенных сточных вод, низкая эффективность водопользования и дефицит финансирования.

Невысокий уровень надежности работы систем жизнеобеспечения обусловлен плохим состоянием инженерных коммуникаций и оборудования. Потери воды в водопроводных системах достигают 19,8% (3,62 млрд куб.м), средний износ систем водоснабжения и водоотведения составляет 58,1%, в том числе физический износ сетей водопровода составляет — 65,8%, сетей канализации — 63,5%, водопроводных насосных станций — 54,7%, канализационных насосных станций — 54,7%, очистных сооружений водопровода — 53,9%, очистных сооружений канализации — 56,2%.

Ежегодно в системах водоснабжения происходит около 195 тысяч аварий, в том числе на водопроводных сетях — 160,7 тысяч (82% от общего количества аварий).

В системах водоотведения число аварий составляет около 40 тысяч в год, в том числе на канализационных сетях — 33,8 тысяч (84,5% от общего количества аварий)[1].

Проблемы, которые существуют в водоснабжении и водоотведении в сфере ЖКХ, во многом обусловлены несоответствием обязательств, взятых на себя государством в прошлом, и ресурсов, имеющихся сегодня для их выполнения у субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Во времена плановой экономики в сферу ЖКХ направлялись большие финансовые средства, необходимые для поддержания часто неэффективных (с экономической точки зрения) систем жизнеобеспечения.

Сегодня величина платежа, который взимается с населения за услуги водоснабжения и водоотведения, не может полностью покрыть всех затрат на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Ситуация вокруг инвестиций в инженерную инфраструктуру водоснабжения и водоотведения напоминает замкнутый круг. С одной стороны, собственных источников финансирования капитальных вложений у большинства предприятий ВКХ и органов местного самоуправления не хватает. С другой стороны, привлечение внешних источников инвестирования проблематично из-за отсутствия полного пакета четких «правил игры» для частных инвесторов и жесткого директивного регулирования тарифов и платы.

Отсюда следует очевидный вывод, что государство должно взять на себя основную роль в запуске механизма устойчивого водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях через нормативно-правовое обеспечение водопользования в сфере ЖКХ и его финансирование.

Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, между предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, абонентами (исполнителями) и потребителями относятся к сфере жилищно-коммунального хозяйства и должны регулироваться гражданским, санитарным и иным законодательством в той мере, в какой они не урегулированы новым Водным Кодексом (действует с 01.01.2007 года).

Поэтому для устранения несовершенства и разобщенности инструментов экономического и технического регулирования в водоснабжении и водоотведении в сфере ЖКХ необходимо разработать ряд федеральных документов. Например, к ним можно отнести:

– основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусматривающие установление тарифов на уровне экономически обоснованных финансовых потребностей предприятий ВКХ;

– методические указания по формированию тарифов (а также надбавок, тарифов на подключение) на услуги организаций водоснабжения и водоотведения;

– методические указания по определению расхода воды на собственные нужды и потерь воды при эксплуатации систем водоснабжения, которые обязательны для применения при утверждении тарифов на водоснабжение;

– порядок расчета абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ;

– методические рекомендации по установлению нормативов потребления питьевой воды и отведения сточных вод при использовании воды на нужды подсобного хозяйства на территориях с индивидуальной застройкой.

В существующей нормативно-правовой базе в части экономического регулирования также представляется необходимым внести ряд изменений:

– предусмотреть уменьшение платы за пользование водными объектами при заборе предприятиями ВКХ воды на хозяйственно-питьевые нужды из водоисточника, вода которого не соответствует требованиям к источникам питьевого водоснабжения первого, второго, третьего классов, на сумму, необходимую на выполнение мероприятий по дополнительной очистке воды из такого водоисточника до соответствия установленным требованиям;

– изменить положения Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в части порядка установления лимитов, ставок и расчетов за сверхлимитное потребление воды, сверхлимитные сбросы сточных вод и загрязняющих веществ;

– изменить в Правилах представления коммунальных услуг механизм определения платы за водоснабжение в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных приборов учета с тем, чтобы мотивировать постепенный переход к приборному учету всех участников водопотребления: ОКК, управляющих организаций, потребителей.

В части технического регулирования давно вызрела потребность принятия технических регламентов «О водоснабжении» и «О водоотведении».

Необходимо разработать методические рекомендации по проведению планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, которые должны быть основой планирования работ по ремонту оборудования, в том числе в целях рационального водопользования, при формировании финансовых потребностей для реализации производственных программ предприятий ВКХ.

Также представляется целесообразным пересмотреть нормы расхода воды, предназначенные для целей проектирования объектов с учетом современных требований к зданиям и санитарно-техническому оборудованию, а также экологических требований.

Установление новых и реконструкция действующих «правил игры» для водоснабжения и водоотведения способствовало бы и решению проблем с инвестициями.

Инженерная инфраструктура каждого города представляет собой уникальную технологическую систему, которая нуждается в политике опережающего развития в отношении жилищного строительства. Недостаточное финансирование (включая бюджетное) инфраструктуры водоснабжения и водоотведения снижает надежность и инвестиционную привлекательность данного рыночного сектора экономики. Необходим следующий этап – инвестиции государства в водоснабжение и водоотведение регионов для решения проблемы обеспечения чистой питьевой водой граждан России.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Более подробную информацию о показателях состояния систем водоснабжения и водоотведения в регионах Российской Федерации можно найти в подготовленном по заданию Минрегиона России Научно-исследовательским центром муниципальной экономики отчете «Оценка состояния коммунального водоснабжения и водоотведения в регионах Российской Федерации в 2006 году».

 



  Обсудить на форуме



Рубрики: ГородаГосударствоЭксплуатация зданий





18+ 
Цитирование материалов - только со ссылкой на www.tsj.ru © 2003-2019. E-Mail: info@tsj.ru, .
Регламент сайта www.tsj.ru. Редакция не несет ответственности за высказывания участников cообщества на всех страницах сайта. Реклама на сайте. Рекламная служба: +7(495) 798-46-99
Google
Analytics