Тему образования собственников не обсуждает только ленивый!
Толпы популистов и политиков постоянно говорят о том, что собственника надо образовывать, о том, что образование - это именно то, чего не хватает нашей системе ЖКХ. Мы с коллегами уже начинаем выглядеть оппортунистами и маргиналами когда заявляем, что образование собственников - это не то чем надо заниматься сейчас в ЖКХ. Именно поэтому я в очередной раз решил написать в блог некоторые мысли по поводу.
Нам часто пеняют на менталитет, на низкую правовую грамотность, на низкую техническую грамотность граждан. Самый важный вопрос, который мы с коллегами всегда ставим в этом направлении звучит так: “почему именно ЖКХ?”. Что такого особенного в этой отрасли, что ни одной учить не надо, а этой надо. Конечно, злопыхатели будут говорить: сколько можно сравнивать ЖКХ с автомобилями, молоком или канцелярскими скрепками. Но я считаю, что если в отрасли не действуют общеэкономические понятия, то отрасль глубоко и серьезно больна. Именно потому что никто не учит граждан покупать автомобиль, оплачивать приобретенные товары в магазине и ставить задачу парикмахеру, то и ЖКХ учить не стоит, как минимум на государственном уровне.
Но тем не менее хотелось бы попробовать разобраться в том, о чем же все говорят, когда имеют ввиду образование в ЖКХ.
Знание ЖК и ПП РФ о содержании и коммунальных услугах.
Что серьезно? Неужели всем жителям всех домов надо знать ЖК. Это значит надо знать все его изменения. Я считаю себя профессионалом в сфере управления МКД (и, не скромно будет сказано, не я один себя им считаю). Но последний год я не слежу за изменениями в ЖК. И на моей работе это не сказывается негативно. А зачем повару или фотографу знать ЖК? Как ему например помогут знания о том, что содержание регулируется ПП РФ № 491, а предоставление коммунальных услуг ПП РФ № 354. А если учесть, что исполняются оба эти постановления хорошо если наполовину, и что у судов “свое” видение их требований, это что получается этот бедолага фотограф должен еще и судебную практику изучать?
отдельной темой является любимое знание чиновников и журналистов о том кому и куда надо пожаловаться на проблемы с ЖКХ.
Непонятно почему для обычного потребительского рынка вполне достаточно: Суда, Полиции и Роспотребнадзора, а в случае с ЖКХ собственник должен знать 47 телефонов и адресов где ему “помогут”. Если разобраться, то большинство контролеров не имеют ни полномочий, ни компетенций по решению конкретных, локальных проблем в ЖКХ. Например, Министерства или Управления ЖКХ при муниципалитетах. У них нет ни надзорных, ни контрольных функций, однако каждая первая брошюра по ЖКХ пестрит контактными данными этих образований.
И завершу “хит парад”, того, чему надо учить собственников излюбленным: как проконтролировать куда тратятся ваши деньги!
Уже давайте решим раз и навсегда: как только вы получили оплаченную услугу, деньги перестали быть вашими. Вы совершили добровольный обмен (добровольный обмен - базовая операция в рыночных отношениях). Если немного усложнить, то после того, как вы совершили добровольный обмен результатов своего труда на единый эквивалент обмена - деньги, то результат труда перестал быть вашим, а деньги перестали быть вашего работодателя, а вы затем снова меняете деньги на какие - то другие блага, например услуги управляющей компании или горячую воду. А чему нас пытаются научить в рамках “образования в ЖКХ”? Сначала плати неведомо за что, а потом начинай контролировать куда потратили твои деньги. Требуй калькуляции, акты проделанных работ, заказывай экспертизы и собирай независимые комиссии. И все это вместо того, чтобы провести границу деньги/услуга. Почему никто не спрашивает парикмахера куда делись деньги отданные ему? Потому что видят, что получили за них. А видят потому, что сами ставят задачу и контролируют ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Возможно, покажется, что я считаю, что учить никого ничему не надо (хотя это близко к моему мнению), однако я считаю, что не должно быть образования “собственников в МКД” или “потребителей коммунальной услуги”. Должна быть одна компетенция, которая вырабатывается у человека в результате социализации и постоянной практики, и эта компетенция называется “потребитель”.
Человек должен знать несколько базовых принципов и они простые:
1. подписывая документ ты подтверждаешь своё с ним согласие, и согласие с его условиями. Это касается не только договора управления, но например актуальных сейчас договоров потребительского кредитования. Люди подписывают договора не читая а потом удивляются, что “проценты завышенные”.
2. Подписание любого документа дело добровольное! Если вас заставляют подписать договор или акт говоря: это обязательно надо сделать сразу надо вспомнить, что решение о подписании принимает только тот, чья подпись необходима. Однако этот принцип не освобождает от ответственности за бездействие.
3. Существуют механизмы, которые защищают ваши ЗАКОННЫЕ права. Тут важно отметить, что это не механизмы, которые отстаивают вашу правоту во всех случаях. Если вы написали обращение а вам не ответили, то вы можете обратится в Роспотребнадзор и требовать штрафа за просрочку ответа. Но тогда вам придется доказать что вы делали запрос. Если нарушены условия договора и они не урегулируются в до судебном порядке или те сразу в суд, т.к. только он может решить кто прав. Нет, муниципалитет не имеет на это права.
4. Не общайтесь устно. Мало ли что вам сказал слесарь “дядя Петя”. Пишите все свои требования письменно. Пусть не совсем грамотно. Но письменно! Если вам в прокуратуре устно говоря, что ваши требования не правомочны, требуйте письменного ответа на письменно зарегистрированный вопрос.
Как вы видите принципы компетенции “грамотного потребителя” не очень велики, и знать наизусть ЖК совсем не требуется. И что немаловажно, все это применимо далеко не только в ЖКХ. Сдать сломанный мобильник продавцу; вернуть испорченную колбасу, обменять не подошедшую по размеру куртку и т.д. все это делается по этим принципам. Им и надо учить.
Дмитрий Сурнин (dnsurnin.livejournal.com)
Отредактировано пользователем ру ТСЖ 25.08.2012 21:41:17