3 эксперта и юриста рассмотрят сегодня ваш вопрос. Задайте его, нажав на зелёную кнопку. Здесь вы получите несколько ответов, которые позволят вам выбрать лучшее решение и разобраться в вопросе.
С 01 марта 2005 года Законом РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ введен в действие Жилищный Кодекс РФ. Этими документами декларируется организация ТСЖ как единственная форма объединения собственников. В Законе № 189-ФЗ в статье 14 говорится, что «ЖК и ЖСК с полностью выплаченными паевыми взносами до 01 января 2007 года подлежат преобразованию в ТСЖ или ликвидации». Эта статья является прямым нарушением статьи 30 Конституции РФ – основного Закона страны – Закона прямого действия, в п.2 которой говорится, что «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Статья 14 Закона № 189-ФЗ принуждает к организации ТСЖ (а ТСЖ является объединением собственников жилья) чуть ли не насильственными методами, грозя ликвидацией (слово ликвидация очень напоминает 1937 год – можно было бы написать хотя бы расформирование). Данная статья 14 нарушает также п.2 статьи 19 Конституции РФ, где сказано, что «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от … принадлежности к общественным объединениям и т.д.». В статьях 45 и 46 Конституции РФ закреплена государственная и судебная защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, а статья 14 закона № 189-ФЗ обязывает в судебном порядке ликвидировать свободу выбора людей, объединившихся в ЖСК. Получается, что люди, проживающие в ЖСК, равнее всех перед законом – их обязательно нужно насильно загонять в другие объединения, называемые ТСЖ, без их на то согласия, грозя ликвидировать тех, кто не хочет этого делать. В статье 55 п.2,3 Конституции РФ сказано – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», кроме законов, ограничивающих эти права в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Неужели ЖК и ЖСК являются угрозой для государства и затрагивают интересы и права других лиц (может только каких-нибудь чиновников или депутатов Госдумы принявших этот закон?) – значит, нарушена и эта статья Конституции РФ. С другой стороны в статье 140 п.2 Жилищного Кодекса РФ сказано, что «ТСЖ по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в ЖК или ЖСК». Все с точностью до наоборот. Получается, что законодатели не читают то, что они сами написали в законе № 189-ФЗ.
В статье 5 п.8 Жилищного Кодекса РФ четко сказано, что «В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащегося в федеральных законах и иных нормативных правовых актах … положениям настоящего Кодекса, применяются положения настоящего Кодекса». Отсюда можно сделать вывод, что статья 14 закона № 189-ФЗ никоим образом не соответствует статье 140 Жилищного Кодекса РФ, а значит, в этом случае не действует, т.к. преобразовываться в ТСЖ для того, чтобы потом преобразоваться в ЖСК нет никакого смысла. Можно конечно считать, что данная статья 140 относится к вновь образованным ТСЖ в новых домах. Однако в Кодексе буквально не поименованы конкретные ТСЖ и ЖСК, а значит, действие статьи 140 распространяется на все ТСЖ и ЖСК. Согласно статье 5 п.8 Жилищного Кодекса РФ раз не действуют федеральные и другие законы, то не действует и Конституция РФ – основной закон. Но это уже является делом Конституционного суда РФ.
Теперь к вопросу о регистрации права собственности ЖСК (или ТСЖ?) на земельный участок. Законом РФ установлен предельный срок регистрации права на собственность на землю для ЖК, ЖСК и ТСЖ – до 01 января 2006 года. В статье 28 Земельного Кодекса РФ нет ограничений по предоставлению права собственности на земельные участки для ЖСК. Там разрешено приобретать бесплатно землю в собственность юридическим лицам, имеющим ее в бессрочном пользовании. А ЖСК являются таковыми. При регистрации права собственности на землю в ЖСК, а затем еще и при перерегистрации ЖСК в ТСЖ необходимо будет оплатить все расходы по этим изменениям, т.е. дважды. Никто бесплатно оформлять документы не согласится. Сколько будет этих расходов, никто не может ответить. Возможно, что десятки тысяч рублей! Кто будет ЖСК компенсировать эти затраты? Или как после реформы в 1991 году? Никто не вернул ЖСК пропавшие деньги, хранящиеся на счетах в государственном банке! Может быть, государство сначала рассчитается по долгам с ЖСК, пострадавшими в 1991 году? Или никого в государстве не интересуют проблемы, а особенно долги государства перед ЖСК? Ведь при перерегистрации ЖСК в ТСЖ государство уже не будет ходить в должниках перед несуществующими ЖСК. Либо ТСЖ должны быть правопреемниками ЖСК, как Россия является правопреемником по международным долгам СССР и ЖСК должны получить долги и при собственном желании перерегистрироваться бесплатно?
Председатель ЖСК №223 С.П.Серегин
Санкт-Петербург