###В управлении жилым фондом одной теорией не обойдешсяК сожалению, отношение к общему имуществу – холлам, лестницам, лифту, подвалам, чердакам и т. д. у нас все еще остается потребительским. Как сделать из соседей хозяев своих жилищ? В городе существует множество курсов жилищного самоуправления. Но, видимо, одной теории мало, необходима и практическая помощь. Ее и оказывают в Некоммерческом Партнерстве "Управдом", созданном при ТСЖ "Трехпрудный". Наша собеседница – его сопредседатель Евгения Юнисова.
– Особенность нашего партнерства в том, что наряду с теоретическими знаниями мы предлагаем жильцам практические услуги, связанные с их повседневной текущей деятельностью. Конкретно: создали в доме ТСЖ, а дальше? Как принять его в управление? Где получить необходимую документацию? Как построить отношения с коммунальными организациями? И так далее. Особенно много таких вопросов поступает из домов-новостроек, где жильцы принимают управление строением от инвестора. Тот выполнил свои функции и, что называется, «умыл руки». А люди как не знали своих прав, так и не знают. В новом ЖК они не находят на это ответы. И тогда обращаются за помощью к нам. Мы представляем также интересы людей в обычных судах, арбитражных.
– На наших семинарах бывает немало посетителей, они сообщают знакомым, и так далее... Кроме того, наш сайт весьма посещаем. В общем, первый шаг – звонок в наш офис. Мы сообщаем темы интересующих человека консультаций (они проходят по нескольку раз в неделю), приглашаем его.
– Люди весьма авторитетные – профессора, преподающие «жилищные» науки в вузах, специалисты по техническому обслуживанию зданий, знатоки налогового законодательства, земельных правоотношений, наследственного права, руководители известных жилищных объединений, организаторы собраний жильцов и другие. При личной встрече часто выясняется, что активистам необходимы не просто общие знания, а конкретный анализ сложившейся в доме ситуации, часто непростой, пути ее решения. И тогда наш специалист выезжает по адресу.
– Дом – а сейчас это относится не только к тому, где создано объединение, а к любому из них – выбрал управляющую компанию, но та оказалась недобросовестной. Дальнейшие шаги жильцов?
– Но в том-то и дело, что по неопытности жильцы забыли вписать в него какие-то пункты, и ушлые коммерсанты этим воспользовались. Не выполняют какие-то работы, которые предусмотрены стандартом обслуживания дома. Или так – те нанесли дому вред, а компенсацию платить не хотят. Случаются конфликты внутри дома – особенно их много, когда надо взыскать задолженность с человека. Теорией здесь не ограничишься, надо выезжать на место. В последнем случае, кстати, у нас разработана методика досудебного разрешения конфликта. Не получится – составим исковое заявление в суд. Даем рекомендации по использованию общего имущества в доме, разбираем ситуации несанкционированных переделок площади, посягательств на придомовую территорию дома. При этом замечу, что не всегда жильцы бывают правы: иногда земля отчуждается в строгом соответствии с городскими нормами, но бывает, что это прямое нарушение их прав. В таком случае мы беремся защищать их интересы в суде. Или такой вариант: создано жилищное объединение, но как вести в нем все начисления, люди не знают. И тогда мы приходим на помощь.Читайте по данной теме: Вот последний случай. Город разместил на крыше рекламу. Но, как выяснилось, хозяин крыши – жилищно-строительный кооператив. Его членам принадлежит все – от чердака до подвала. А потому любое использование общего имущества должно происходить с их согласия, более того – идти на пользу дому. В данном же случае "рекламные" деньги должен забирать ЖСК. Теперь они поступают на его счет, а в результате дом смог отремонтировать кровлю, до которой у города не доходили руки десятки лет.
– Естественно. Кроме консультаций, у нас есть другие формы юридического и другого обслуживания граждан – за отдельную плату. Сумма, на которую заключается договор, зависит от объема предстоящей работы. Это, прежде всего, заключение абонентских договоров на постоянное юридическое обслуживание домов. Если не хватает опыта у одного специалиста, подключаем других, и всегда дело доводим до конца. Далее – предложение объединениям опытного бухгалтера. Тот, понятно, становится, по сути, штатным сотрудником ТСЖ иди ЖСК. При этом мы – "Управдом" – гарантируем его надежность, квалификацию и бесперебойную работу. Ушел в отпуск – его заменит другой. Дом без бухгалтерской поддержки не останется ни на день.
– Конечно. Вот я упомянула о сайте, среди жилищников – он один из самых помещаемых. Кроме того, мы занимаемся издательской деятельностью – выпускаем пособия по вопросам прав жильцов, техническому обслуживанию зданий, перепланировке помещения, штатному расписанию управляющих компаний, взаимоотношениями с ресурсоснабжающими организациями и другие. Все они буквально расхватываются москвичами. Одно из последних, изданий, кстати, посвящено тому, как взыскать задолженность с жильцов. Мы находимся в тесном контакте с коллегами из Петербургской ассоциации ТСЖ и ЖСК, и в обмен на наши издания они присылают нам свои – например, пособие для бухгалтеров.
– Должна вас разочаровать – нет. О квартире заботятся, о доме – нет. В основном, у москвичей все еще патерналистское мышление – кто-то за них сделает. Ведь когда объединяются? Когда, как говорится, "клюнет жареный петух", когда они узнают, что на детской площадке – к примеру – собираются возводить высотку. Вот тогда и появляются общие интересы: защитим свои права! Объединяются, одним словом, на основе "против", но не "за": не за тем, чтобы улучшить обслуживание в доме, а избавиться от конкретного неудобства. Люди защищаются, а не созидают. При этом, заметьте, мы работаем с наиболее активной частью населения... И тем не менее, встречались с примерами, что когда решена локальная, тревожащая людей задача, – объединение им становится ненужным. Оно распадается. – Но ведь сейчас ситуация должна поменяться. К 1 марта будущего года жильцы сами должны определиться с управляющей компанией. Какую выберут, как она их будет обслуживать – так и будут жить в доме. Неужели, и в этом случае останутся равнодушными? – В основной массе – думаю, да. Как обслуживались в собственных дирекциях, так с ними и останутся. Тем не менее, я не считаю себя скептиком. Просто не хочу, чтобы город ждал немедленных результатов. Когда столько лет людей лишали активности, инициативы, когда все решали за них – ждать, что в один прекрасный день все изменится – по меньшей мере, наивно. Дорога предстоит долгая – никаких иллюзий здесь быть не должно. Но сделан первый шаг, и шаг в правильном направлении. Наберемся терпения... |